ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ В ГОРОДЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ КООПЕРАТИВНЫХ ДОМОВ ЗАНИМАЕТ ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КОНЦЕ БОЛЬШОГО ПРОСПЕКТА НА ШИРОКОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ С НАБЕРЕЖНОЙ КАРПОВКИ. ИЗДАЛЕКА ВИДНЫ ИЗЯЩНЫЕ И НЕЗАУРЯДНЫЕ ФАСАДЫ С ФАКТУРНОЙ ШТУКАТУРКОЙ, ЭРКЕРАМИ, ЩИПЦАМИ, ПЛАСТИЧНЫМ КОНТУРОМ ФАСАДОВ.
В ЭТОМ ДОМЕ ПРИТАИЛСЯ ОДИН ИЗ САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ ДВОРОВ ГОРОДА. ВХОД ВО ДВОР НЕПРИМЕТЕН; НА САМОМ КРАЮ ДОМА С КАРПОВКИ. АРКА ВЕДЕТ В ПРОСТРАНСТВО ПЕРВОГО НЕБОЛЬШОГО ДВОРА.
ДВОР НЕОБЫЧЕН СВОИМ МНОГОУГОЛЬНЫМ ПЛАНОМ. НА НЕБОЛЬШИХ ДВОРОВЫХ ФАСАДАХ АРХИТЕКТОРЫ ПОМЕСТИЛИ ДОВОЛЬНО КРУПНЫЕ ОКНА. ЕСТЬ И ТРЕХСТВОРЧАТЫЕ ОКНА; ЭТО БЫВШИЕ СПАЛЬНЫЕ КОМНАТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ТРЕБОВАЛИ ПАРАДНОГО ВИДА ИЗ ОКОН. ВО ДВОР СМОТРЯТ И ЧИСТО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ.
КСТАТИ, МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧТО В КООПЕРАТИВНЫХ ДОМАХ ПРИ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ УЧИТЫВАЛАСЬ ЦЕНА ТОЛЬКО ЗА КВАДРАТНЫЙ МЕТР ПЛОЩАДИ КОМНАТ. ПЛОЩАДИ ПЕРЕДНИХ, КОРИДОРОВ, КУХОНЬ, ВАННЫХ, КОМНАТ ПРИСЛУГИ В ОЦЕНОЧНУЮ СТОИМОСТЬ НЕ ВХОДИЛИ (ПРИ ЭТОМ ЭТИ ПОМЕЩЕНИЯ БЫЛИ ПРОСТОРНЫМИ).
ДЛЯ ДОМОВ МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ НЕОКЛАССИКИ ХАРАКТЕРНО ПРЕВРАЩЕНИЕ УТИЛИТАРНОГО ДВОРА В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КОМПОЗИЦИЮ, ПУСТЬ И СКРЫТУЮ ОТ ГЛАЗ И НЕВИДИМУЮ С УЛИЦЫ. ОБРАЗ ДВОРА СТАНОВИТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ФАСАДА, ПОРОЙ ПРИОБРЕТАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПРЕССОВАННОГО, МНОГОУГОЛЬНОГО, НАПРЯЖЕННОГО И УСТРЕМЛЕННОГО ВВЫСЬ ПРОСТРАНСТВА. СУРОВАЯ ЭКСПРЕССИЯ МОЩНЫХ МАСС В ЗАТЕСНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ОСОБЕННО ЖИВО.
ЗОДЧИЕ МОДЕРНА И НЕОКЛАССИКИ НЕ ТОЛЬКО ОСОЗНАВАЛИ, ЧТО ДВОР ПРИОБРЕЛ НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ, НО СТАРАЛИСЬ НАМЕРЕННО ПРИДАТЬ ДВОРУ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ. ВИСЯЩИЕ «В НИКУДА» ЭРКЕРЫ ИЛИ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА, ПОМЕЩЕННЫЕ В БАШНЕОБРАЗНЫЕ ВЫСТУПЫ ЛЕСТНИЧНЫЕ КЛЕТКИ, УЗКИЕ БОЙНИЦЫ КОМНАТ-ХОЛОДИЛЬНИКОВ, РАЗНООБРАЗНЫЕ МАЛЫЕ ОКНА РАЗНЫХ ФОРМ, НАВИСШИЕ МАНСАРДЫ ВЫЗЫВАЮТ ДВОЙСТВЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЭТО ГЛУБОКИЕ «КОЛОДЦЫ» ОГРОМНОГО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ГОРОДА, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ЭТО ЗАВОРАЖИВАЮЩИЕ, ВЛЕКУЩИЕ ПОЭТИЧЕСКУЮ ДУШУ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ КОНТИНУУМЫ, В КОТОРЫХ ИНАЧЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ ПРОСТРАНСТВО И ИНАЧЕ ПРОТЕКАЕТ ВРЕМЯ.
ВО ДВОРЕ ДОМА В КОНЦЕ БОЛЬШОГО ПЛАСТИЧНОСТЬ НЕСКОЛЬКИХ УЗКИХ ФАСАДОВ, СХОДЯЩИХСЯ ПОД РАЗНЫМИ УГЛАМИ, РЕЗКО УСИЛИВАЕТСЯ ДВУМЯ ВЫСТУПАМИ, В КОТОРЫЕ ПОМЕЩЕНЫ ЛЕСТНИЦЫ. В ПЛАВНО СКРУГЛЕННОМ ШИРОКОМ ВЫСТУПЕ ПОМЕЩЕНА ВИНТОВАЯ ПАРАДНАЯ ЛЕСТНИЦА. НАПРОТИВ НЕЕ В БОЛЕЕ РЕЛЬЕФНОМ ВЫСТУПЕ ПОМЕЩЕНА ЧЕРНАЯ ЛЕСТНИЦА; ОНА ТОЖЕ ВИНТОВАЯ.
ВОЗНИКАЕТ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД СТИХИЙНАЯ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ РАЦИОНАЛЬНО ПРОДУМАННАЯ «ДИАЛЕКТИКА» СМОТРЯЩИХ ДРУГ НА ДРУГА «БАШЕН». ВСЕ ПРОСТРАНСТВО ДВОРА МОЩНЫМ ПОРЫВОМ УСТРЕМЛЯЕТСЯ ВВЫСЬ. В ЭТОМ ТЕСНОМ И ВСЕГДА ТЕМНОМ ДВОРЕ ЧУВСТВУЕТСЯ ЗАРЯД ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ РОМАНТИКИ, КОТОРАЯ НЕ МОЖЕТ НЕ ОЧАРОВАТЬ ЗАГЛЯНУВШЕГО ПОСЕТИТЕЛЯ.
АВТОР СТАТЬИ: ПРОФЕССОР НИКОНЕНКО СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ, ЗНАТОК ГОРОДА, АВТОР ПРОЕКТА "НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ"